В США прошла музейная конференция, посвященная продаже экспонатов ARTinvestment.RU 22 марта 2021
Музейные директора, кураторы, академики и художники высказывали полярные мнения о том, стоит или нет продавать экспонаты ради покрытия текущих расходов, диверсификации собраний и др.
С тех пор, как в апреле 2020 года американская Ассоциация директоров художественных музеев (AAMD) разрешила музеям продавать («в случае крайней необходимости») экспонаты для покрытия расходов на прямое содержание коллекций, в музейном сообществе не утихают споры о том, насколько целесообразным было это решение. Недавно по этому поводу была проведена онлайн-конференция, которая показала, что силы противников и сторонников продажи экспонатов примерно равны. На голосование был вынесен вопрос о том, стоит ли закрепить навсегда это временное разрешение, выданное AAMD на два года (до апреля 2022). Точнее, музейных директоров спросили, нужно ли переписывать правила уже сейчас. В итоге против немедленных изменений высказался 91 директор, а за — 88. Еще 42 члена Ассоциации (из 221) не принимали участия в голосовании.
Среди активных сторонников продажи экспонатов в целях покрытия текущих расходов и диверсификации собраний — директора Балтиморского, Бруклинского и других музеев. По мнению директора Балтиморского музея искусств Кристофера Бедфорда (того самого, что под давлением общественности в последний момент снял с торгов работы Клиффорда Стилла и Брайса Мардена), музей должен в первую очередь заниматься воспитанием общества, а не поддержанием коллекции. «Музеи — это ресурсы общества, а не закрытые клубы. Чтобы достичь и служить всем сообществам, а не только тем, кто исторически находился в привилегированном положении, в настоящем необходимо бороться с несправедливостями прошлого и институциональными системами, которые продолжают поддерживать это неравенство», — заявил Бедворд. По словам директора, 64 % населения Балтимора — афроамериканцы, при этом посетители Балтиморского музея на 72 % белые, а коллекция на 96 % состоит из произведений художников мужчин.
Другие директора высказывались в более сдержанной форме. Например, директор МоМА Глэнн Лоури, в прошлом выступавший за продажу экспонатов, в данном случае предложил музейным директорам чуть сбавить обороты. Подобные долгосрочные решения, по мнению Лоури, должны приниматься в более спокойное время.
Главное, чего боятся противники продажи экспонатов, — это то, что она может войти в привычку. И что музейная коллекция начнет восприниматься как актив, который, чуть что, можно продать, купить, заложить. Это касается в первую очередь тех случаев, когда вырученные средства планируется пустить на текущие расходы — от зарплат кураторам до ремонта крыши. Подобное отношение может отпугнуть потенциальных доноров в коллекцию. За диверсификацию директора высказываются с большим энтузиазмом.
Но кто бы в итоге ни взял верх в этом споре — изменений уже не избежать. Вопрос лишь в сроках. А значит, рано или поздно на рынок выйдет большое количество музейных вещей, что в конечном итоге пойдет ему только на пользу. О взаимовлиянии музеев и арт-рынка читайте свежую статью АИ «Мнение. Спасти “врага”, чтобы выжить самому».
Источник: artinvestment.ru